середа, 6 липня 2016 р.

Каховка: без исполкома, зато с wi-fi


В отличие от соседней Новой Каховки, каховская политическая среда всегда была тише, и немного вежливее. Однако в ней также прослеживается длительный конфликт ради конфликта, сменяющимися действующими лицами и патовой ситуацией. Существенное отличие – в природе каховского противостояния. Если в Новой ими были личные амбиции, то здесь природа скорее классовая. Кто в городе хозяин, крупный бизнес или мелкие торговцы?


Прежние пророссийские симпатии горожан улетучились, и тузы бизнеса стали в очередной раз искать корзины для наполнения яйцами. Несмотря на совокупно огромные возможности, местную ячейку БПП им взять под контроль не светило – эту нишу плотно занял местный юрист Андрей Дяченко со сторонниками – ярко выраженные либералы и выразители интересов «торговцев», кроме всего, контролирующие крупнейший городской медиа-ресурс – сайт «Каховские новости».

Если взглянуть на возможности любого местного самоуправления и на поле бизнес-интересов той части местного крупного капитала, которая участвует в политической жизни, то они находятся в параллельных измерениях. Город не может ни помешать крупным переработчикам сельхозпродукции, ни наоборот – существенно им помочь.

Их деятельность и доходы гораздо масштабнее тех коррупционных рисков, которые традиционно привлекают местные элиты бороться за власть в местном самоуправлении. Тем не менее, налицо огромные (иррациональные по сути) усилия, приложенные группой бизнесменов, крупнейшим из которых является почетный консул Швеции Карл Стурен, для удержания контроля над городской властью. Помимо давно находящейся под их влиянием местной «Батькивщины» они взяли под контроль также «Самопомич», причем, чтобы не мелочиться, распространили влияние и на областные организации этих партий, где таковое влияние, наоборот, очень логично. В руководство областной «Батькивщиной» внедрился давний партнер Стурена Владислав Мангер, а «Самопомощь» возглавил давний же подчиненный Стурена по бизнесу Александр Таранишин. Партнеры Стурена меньшего калибра распределились по этим партиям, а та их часть, что имела опыт пребывания в Партии регионов, сформировала "Оппозиционный блок".

Результат местных выборов оказался патовым: мэром стал Дяченко, но большинство в совете получили партии «олигархов», которым однако сформировать официальную коалицию мешает официальная позиция партийных центров «Батькивщины» и «Самопомощи» - не сотрудничать с экс-регионалами. Скрытой коалиции удалось избрать своего секретаря и сохранить в подвешенном статусе исполняющих обязанности горисполком прежнего созыва, где у них большинство, включая всех заместителей городского головы, два из которых ко всему стали депутатами.

Мэр, лишенный возможности наделить полномочиями свою команду, ушел в глухую оборону, периодически прибегая к праву вето. Единственный доступный ему созидательный ресурс – коммунальные предприятия и городские распорядители бюджетных средств (отделы образования, здравоохранения, культуры). Однако депутаты, контролирующие бюджетный процесс, постоянно находят поводы для раздувания коррупционных скандалов, и ограничивают финансирование контролируемым мэром структур.

Следует отметить также личные амбиции, наиболее ярко проявившиеся у лидера "Оппозиционного блока" Павла Филипчука. Этот enfantterrible местной политики, выпавший еще в 2013 из Партии Регионов по причинам взаимных обвинений в коррупции, тем не менее, двумя годами позже нашел общий язык с теневыми капитанами, хотя прежние гонители Филипчука действовали явно не без их ведома. Неожиданное поражение выдвинутого "Оппозиционным блоком" аполитичного коммунальщика Павла Пуляева стало болезненным ударом по амбициям Филипчука, и значительная доля в высоком градусе противостояния объясняется скорее его личным реваншизмом, чем бизнес-интересами.

Вполне возможно, осуществленная "Оппо блоком" рокировка депутатов облсовета, где два депутата сложили по недостаточно проясненным причинам свои полномочия, одно из мест занял Филипчук, стала почетной ссылкой на повышение: удаление раздражителя позволит мэру пойти на компромисс с «олигархами», не теряя лица. В любом случае градус противостояния должен снизиться, а местная бизнес-элита – избежать вынесения скандальной информации о формате коалиции на всеукраинский уровень, что может лишить эту элиту имеющегося депутатского представительства и привлечь к ней недоброе внимание контролирующих органов государственного масштаба.

Занятые противостоянием мэр и депутаты не только не удосужились сформировать исполком, но и не сумели приступить к исполнению своих довольно разнообразных предвыборных обещаний. Точнее частично исполнено одно, данное «Батькивщиной», но исполняемое без ее участия мэром и коммерсантами – в публичных местах появились и расширяются числом участки местности с беспаролевым wi-fi. Такие же базовые вопросы, как обещанная одновременно БПП и "Оппо блоком" всеобщая ОСББизация многоквартирного жилого фонда с помощью «пряника» (преобладающего финансирования из городского бюджета ОСББ в ущерб домам, остающимся на коммунальном балансе), или раздельный сбор и переработка мусора ("Батькивщина"+"Оппо блок"), пока терпеливо ждут, когда же слуги народа подзабудут хоть не на долго о мнимых интересах влиятельных людей и вспомнят о своих прямых обязанностях перед избирателями.

В дополнение к политическому портрету Каховки представляем инфографику:

Владимир Молчанов

Еще статьи по теме:

Немає коментарів: