четвер, 12 січня 2012 р.

Работа депутатов Херсонского городского совета глазами прокуроров


В математике существует несколько так называемых простых неразрешимых задач. Их суть сводится к одному – решение необходимо найти только с помощью линейки и циркуля. Алгебраическое решение не считается верным по определению. Хотя именно его чаще всего и применяют любители разгадывать заковыристые ребусы. 
К чему я это все? Да к тому, что жизнь в Херсоне во многом представляется такой вот неразрешимой квадратурой. В правовом смысле. 
В самом деле, у нас есть Закон (в широком его понимании), есть местное самоуправление, которое должно руководствоваться этим Законом. Есть и прокуратура, которая обязана контролировать соблюдение этого самого Закона. Во всяком случае, городская прокуратура этим занимается. 
Есть только одно досадное "но" – мало кто из представителей городского органа местного самоуправления обращает на это внимание.


Задачка не для слабонервных
Уже который год жители нашего "града благополучного" с любопытством наблюдают одну и ту же картину: сессии горсовета принимают решения (не все, но достаточно заметное количество), в которых отчетливо видны признаки нарушения действующего законодательства. Умудряются депутаты нарушить и Земельный Кодекс, и Жилищный. Да мало ли их. За всеми нарушениями рядовому гражданину не уследить. Зато пристально наблюдает прокуратура. Она же такие сессионные решения и опротестовывает.
А дальше начинается процедурное "кино": то депутаты "забывают" вовремя рассмотреть протест прокуратуры, то, уложившись по срокам, отклоняют его. Причем, общественность даже уже не удивляется такому повороту событий. Привыкли. 
Как ко всему этому относятся в прокуратуре, спросили у Виктора Чауса, прокурора Херсонской городской прокуратуры.
– Если говорить не как должностное лицо, а чисто по-человечески, то мне непонятна логика, тех людей, которые принимают такие решения. Они же ведь все живут в этом городе, как же можно к нему так относиться? То, что прокуратура выносит протесты на некоторые решения горсовета – нормальная наша работа, нормальная практика. Если решением нарушается Закон, то мы как надзирающий за соблюдением законности орган, обязаны на это реагировать. В порядке прокурорского реагирования и выносятся протесты. Да, депутаты считают возможным их отклонять или не рассматривать вовремя, что также является нарушением. Тогда нам приходится обращаться в суды. 
Вот ведь совершенно неразрешимая житейская задача: как "заставить" депутатов при рассмотрении и принятии сессионных решений соблюдать Закон, если они даже от надзирающих органов отмахиваются, как от назойливой мухи. Хотя, казалось бы, что может быть проще – на этапе подготовки проекта решения проконсультироваться с юристами. Хотя подозреваю, что с юристами как раз и советуются, только не в части соблюдения Закона, а по поводу того, как его максимально удобно обойти. 
Вот только несколько последних протестов: по мнению прокуратуры, с нарушением законодательства Украины были приняты решения "Об утверждении тарифов на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, который производит МКП "ПУВКХ г. Херсона" для населения, бюджетных и других потребителей города", "Об утверждении перечня услуг, видов работ, и расчете расходов и тарифов из содержания домов и сооружений и придомовой территории для населения по каждому дому, который принадлежит к коммунальной собственности территориального общества города", о назначении да должность руководителей коммунальных предприятий Пепеля и Белоножкова, о корректировке Генерального плана города.
По каждому пункту, как говорится, есть о чем поговорить. 
С тарифами на водоснабжение и водоотведение совсем "весело" получилось: сначала прокуратура вынесла протест, его по привычке то ли "не заметили" вовремя, то ли в очередной раз отклонили, как "не существенный". Пришлось обращаться в суд. А заодно и возбуждать уголовное дело в отношении должностных лиц Горводоканала. Второй "прокол" горсовета – корректировка Генерального плана.

Только циркуль и линейка
О "фокусах" городского совета с землей не говорил только ленивый. Больше 10 лет в Херсоне происходят весьма странные отчуждения земельных участков, подозрительная и не всегда обоснованная смена целевого назначения земель города, да много чего интересного. Последним "шедевром" депутатского творчества стала корректировка Генерального плана Херсона. Об этом много писали, но о том, как к этому отнеслась городская прокуратура, упоминали только вскользь. 
Виктор Чаус так прокомментировал ситуацию с городской землей: "Мы еще раньше выносили протест на решение горсовета о выделении земельного участка на улице Суворова. Согласно Генплану там была рекреационная зона, которую нельзя было застраивать. Во всяком случае, без изменения целевого назначения. Да, городской совет может изменять целевое назначение земельных участков, но, во-первых, должна быть соблюдена процедура, а во-вторых, на застройку рекреационных зон введен мораторий, их целевое назначение нельзя изменять и их нельзя застраивать. В начале двухтысячных годов городской совет с нарушениями выделил земельный участок на Суворова фирме ООО "Гарантия", потом этот участок перешел к "Оскару" и там стали возводить торговый центр. Понятно, что городская прокуратура опротестовала решение горсовета о выделении этого земельного участка. Повторю, в рекреационной зоне, без изменения целевого назначения, нельзя производить застройку. Городской совет принял корректировку Генерального плана, согласно которой этот участок уже не является рекреационным, а предназначен для общественно-значимой застройки. Таким образом "исчез" предмет протеста. Но дело в том, что и корректировка Генерального плана была принята со значительными нарушениями законодательства Украины. Таким образом, городская прокуратура должна была вынести протест уже на решение о корректировке".
Прокуратура предъявляет следующие претензии: утверждение градостроительной документации и корректировка Генплана Херсона проведены без соответствующих общественных слушаний; в состав созданной согласительной комиссии не включены представители профессиональных объединений и союзов; градостроительная документация утверждена без получения выводов органов государственного контроля и, наконец, не был разработан историко-архитектурный опорный план с определением исторических ареалов и зон охраны памятников истории и культуры.
Виктор Чаус по этому поводу сказал: "Мне не только, как прокурору, мне как человеку не понятна логика людей, так относящихся к своему городу. Моя принципиальная позиция – все зеленые зоны должны быть сохранены в своих границах. Нельзя позволять сокращать территорию парков, скверов, застраивать их. Тем более, что существует мораторий и такие действия являются противозаконными. У нас же действуют "прямо в лоб", причем, невзирая на законность. 
Но проблемы в городе не только с зелеными зонами. У нас в Херсоне вообще ведется хаотичная застройка города. И к этому надо относиться принципиально. За этим должны следить и городские власти, и правоохранительные, и контролирующие органы".

Переменные неизвестные
Замечательные слова о принципиальности позиции городских властей. Вот только вопрос о том, кто собственно, должен эту самую принципиальность проявлять, завис без ответа. Подразумевается, что все. А это значит, что никто конкретно. Чтобы добиться соблюдения Закона, необходима не некая абстрактная общая "принципиальная позиция", а вполне конкретная реальная персональная ответственность. Прокуратура возбуждает уголовные дела, но чаще "по факту", а не в отношении конкретных лиц. Но даже если "конкретных должностных лиц" привлекают к ответственности, они долго обжалуют постановления в судах, доказывают свою невинность и непричастность. Понятно, что прокуратура действует в рамках Закона. Но, как отмечает Виктор Чаус, в украинском законодательстве слишком много "узких" мест, которые позволяют трактовать положения закона двояко. Как, например, в случае с самовольным строительством. В Херсоне это сущий бич. Но, оказывается, есть варианты, когда возможно узаконить самострой, несмотря на все запреты. Этим и пользуются не только предприимчивые горожане, но и не менее предприимчивые городские власти. 
Без персональной ответственности депутатов, городских чиновников, должностных лиц (чистая фантастика), нет и нормального города, и нормальной жизни в нем. Неразрешимая задача.

Немає коментарів:

Дописати коментар